ПЕРЕПИСКА
ИВАНА ГРОЗНОГО С АНДРЕЕМ КУРБСКИМ
Первое послание Курбского Ивану Грозному.
Первое послание Ивана Грозного Курбскому
Второе послание Курбского Ивану Грозному.
Второе послание Ивана Грозного Курбскому.
Третье послание Курбского Ивану Грозному.
ПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО С АНДРЕЕМ
КУРБСКИМ
Первое послание Курбского Ивану Грозному
(перевод)
Грамота Курбского царю государю из Литвы
Царю, богом препрославленному и среди православных
всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть
разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у
народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я
языку моему, но, из-за претеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя
сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и
воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и
святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою
обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших,
неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя
невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с
усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же
провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не
они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у
них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие,
по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал,
истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен,
и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей
— надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить
справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей
и взыщет за все прегрешения власти их, как говорится: «Он есть Христос мой,
восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья
между мной и тобой».
Какого только зла и каких говений от тебя не
претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не
возвел на меня! А всех причиненных, тобой различных бед по порядку не могу и
исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но обо всем вместе
скажу: до конца всего лишен был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И
воздал ты мне злой за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. И
кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя, обличает тебя перед богом
моим. Бог читает в сердцах: я же в уме своем постоянно размышлял, и совесть моя
была моим свидетелем, и искал, и в мыслях своих оглядывался на себя самого, и
не понял, и не нашел, в чем же я перед тобой согрешил. Полки твои водил, и
выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы
пресветлые с помощью ангела господня одерживал для твоей же славы, и никогда
полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив — преславно одолевал на
похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет трудился,
и много пота продал, и много перенес, так что мало мог видеть родителей своих,
и с женой своей не бывал, и вдали от отечества своего находился, в самых
дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался и страдал от телесных мук,
которым господь мой Иисус Христос свидетель; а как часто ранен был варварами в
различных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого
и дела нет.
Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги
мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что бог их еще
лучше ведает. Он ведь, бог, за все это воздаст и не только за это, но и за чашу
воды студеной. И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица
моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до
последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед
безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского
владыки мать, надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых,
избранников божьих, и государя моего князя Федора Ростиславича [1] .
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем,
что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны
несправедливо, и не радуйся этому, гордясь словно суетной победой: казненные
тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и
несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая
тебя. Хвалишься ты в гордости своей в этой временной и скоро преходящей жизни,
измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над
ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и
товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими
душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, словно жрецы Крона [2] . И
обо всем этом здесь кончаю. А письмишко это, слезами омоченное, во гроб с собою
прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь.
Писано в городе Волмере, владении государя моего
короля Сигизмунда Августа [3] , от которого надеюсь быть пожалован и
утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью
божьей.
Знаю я из Священного писания, что дьяволом послан
на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец антихрист, и
ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного,
который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую,
словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и
есть антихрист. Не должно у тебя, царь, быть таким советникам. В законе божьем
в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого
колена в церковь божью не входят» и прочая.
Первое послание Ивана Грозного Курбскому
(перевод)
Благочестиваго Великого Государя царя и Великого
князя Иоанна Васильевича всея Русии послание во все его Великие Росии
государство на крестопреступников, князя Андрея Михаиловича Курбского с
товарищи о их измене
Бог наш Троице, прежде всех времен бывший и ныне
сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы
живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду.
Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного сына божия победоносная и
вовеки непобедимая хоругвь — крест честной первому из благочестивых царю
Константину и всем православным царям и хранителям православия. И после того
как исполнилась повсюду воля Провидения и божественные слуги слова божьего,
словно орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия достигла и Российского
царства. Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского
царства началось по божьему изволению от великого князя Владимира,
просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира
Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго и великого
государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными
немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном
победу над безбожными агарянами, вплоть до отомстителя за неправды деда нашего,
великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель,
блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас, смиренных
скипетродержателей Российского царства. Мы же хвалим бога за безмерную его
милость, ниспосланную нам, что не допустил он доныне, чтобы десница наша
обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять
царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей
своих как родились па царстве, так и воспитались, и возмужали, и божием
повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прарэдителей
своих и родителей, а чужого не возжелали. Это истинно православного
христианского самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш
христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного
христианства и нашего самодержавия боярину, и советнику, и воеводе, ныне же —
отступнику от честного и животворящего креста господня и губителю христиан, и
примкнувшего к врагам христианства, отступившего от поклонения божественным
иконам, и поправшему все божественные установления, и святые храмы разорившему,
осквернившему и поправшему священные сосуды и образы, подобно Исавру,
Гностезному и Армянину [4] их всех в себе соединившему — князю Андрею
Михайловичу Курбскому, изменнически пожелавшему стать Ярославским князем, — да
будет ведомо. Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою
единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда? Даже если ты
приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя...
Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную
славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал.
Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и
телом! Сбылись на тебе пророческие слова: «Кто думает, что он имеет, всего
лишится». В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего
себялюбия, а не ради бога? Могут же догадаться находящиеся возле тебя и
способные к размышлению, что в тебе злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради
славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты,
по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно
погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние? В конце концов все равно умрешь.
Если же ты убоялся. смертного приговора по навету, поверив злодейской лжи твоих
друзей, слуг сатаны, то это и есть явный ваш изменнический умысел, как это
бывало в прошлом, так и есть ныне. Почему же ты презрел слова апостола Павла,
который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти,
кроме как от бога: тот, кто противит власти, противится божьему повелению».
Воззри на него и вдумайся: кто противится власти — противится богу; а кто
противится богу — тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь
сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн.
Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добывали царство, тем более
поэтому кто противится такой власти — противится богу! Тот же апостол Павел
говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на
них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь
не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». Но это уж
воля господня, если придется пострадать, творя добро.
Если же ты праведен и благочестив, почему не
пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной
жизни. Но ради преходящей славы, из-за себялюбия, во имя радостей мира сего все
свое душевное благочестие, вместе с христианской верой и законом ты попрал,
уподобился семени, брошенному на камень и выросшему, когда же воссияло знойное
солнце, тотчас же, из-за одного ложного слова поддался искушению, и отвергся, и
не вырастил плода...
Как же ты не стыдишься раба своего Васьки
Шибанова? [5] Он ведь сохранил свое благочестие, перед
царем и пред всем народом стоял, не отрекся от крестного целования тебе,
прославляя тебя всячески и взываясь за тебя умереть. Ты же не захотел
сравняться с ним в благочестии: из-за одного какого-то незначительного гневного
слова погубил не только свою душу, но и душу своих предков, ибо по божьему
изволению бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они,
отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить
детям и внукам нашего деда. А ты все это забыл, собачьей изменой нарушив
крестное целование, присоединился к врагу христианства; и к тому же еще, не
сознавая собственного злодейства, нелепости говоришь этими неумными словами,
словно в небо швыряя камни, не стыдясь благочестия своего раба и не желая
поступить, подобно ему, перед своим господином.
Писание твое принято и прочитано внимательно. А
так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому хотя письмо твое по
замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как
сказал пророк: «Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты,
будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать
честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что
ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой
совет, смердящий гнуснее кала?..
А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во
Израиле, истребили, и данных нам богом для борьбы с врагами нашими воевод
различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах божиих
пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали
неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас
душу, обличая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином
непотребстве, то ты писал и говорил ложь, как научил тебя отец твой, дьявол,
ибо сказал Христос: «Вы дети дьявола и хотите исполнить желание отца вашего,
ибо он был искони человекоубийца и не устоял в истине, ибо нет в нем истины;
когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». А сильных во
Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что
Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и
молитвами всех святых, и благословением наших родителей и, наконец, нами,
своими государями, а не судьями и воеводами, но ипатами и стратигами [6] .
Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у
себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда
были вольны, вольны были и казнить...
Кровью же никакой мы церковных порогов не
обагряли; мучеников за веру у нас нет; когда же мы находим доброжелателей,
полагающих за нас душу искренно, а не лживо, не таких, которые языком говорят
хорошее, а в сердце затевают дурное, на глазах одаряют и хвалят, а за глаза
расточают и укоряют (подобно зеркалу, которое отражает того, кто на него
смотрит, и забывает отвернувшегося), когда мы встречаем людей, свободных от
этих недостатков, которые служат честно и не забывают, подобно зеркалу,
порученной службы, то мы награждаем их великим жалованьем; тот же, который, как
я сказал, противится, заслуживает казни за свою вину. А как в других странах
сам увидишь, как там карают злодеев — не по-здешнему! Это вы по своему
злобесному нраву решили любить изменников; а в других странах изменников не
любят и казнят их и тем укрепляют власть свою.
А мук, гонений и различных казней мы ни для кого
не придумывали: если же ты говоришь о изменниках и чародеях, так ведь таких
собак везде казнят...
Когда же суждено было по божьему предначертанию
родительнице нашей, благочестивой царице Елене [7] ,
переселиться из земного царства в небесное, остались мы с почившим в бозе
братом Георгием [8] круглыми сиротами — никто нам не помогал;
осталась нам надежда только на бога, и на пречистую богородицу, и на всех всятых
молитвы, и на благословение родителей наших. Было мне в это время восемь лет; и
так подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царство без
правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили,
сами же ринулись к богатству и славе, и перессорились при этом друг с другом. И
чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца
и воевод перебили! Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли себе и
водворились в них. И сокровища матери перенесли в Большую казну, при этом
неистово пиная ногами и тыча в них палками, а остальное разделяли. А ведь делал
это дед твой, Михаило Тучков [9] . Тем временем князь Василий и Иван
Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились; тех же,
кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и
приблизили к себе. А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди,
князя Андрея [10] , и на этом дворе его люди, собравшись,
подобно иудейскому сонмищу, схватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при отце
нашем и при пас, и, опозорив его, убили; и князя Ивана Федоровича Бельского [11] и многих других заточили в разные места; и
па церковь руку подняли; свергнув с престола митрополита Даниила [12] , послали его в заточение; и так
осуществили все свои замыслы и сами стали царствовать. Нас же с единородным
братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или
последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни
в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно
поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван
Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и
положив ногу на стул, а на нас и не взглянет — ни как родитель, ни как опекун,
и уж совсем ни как раб на господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как
исчислить подобные бесчестные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько
раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне
родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям
боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначили не по
достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на
деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них
имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А известно всем
людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая зеленая
па куницах, да к тому же на потертых; так если это и было их наследство, то чем
сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние
деньги. А о казне наших дядей что говорить? Всю себе захватили. Потом напали на
города и села, мучили различными жестокими способами жителей, без милости
грабили их имущество. А как перечесть обиды, которые они причиняли своим
соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами,
делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили
беспорядки, от всех брали безмерную мзду и в зависимости от нее и говорили так
или иначе, и делали... Хороша ли такая верная служба? Вся вселенная будет
смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, бывших в то время?
Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не
переставали они творить зло!
Когда женам исполнилось пятнадцать лет, то взялись
сами управлять своим царством, и, слава богу, управление наше началось
благополучно. Но так как человеческие грехи часто раздражают бога, то случился
за наши грехи по божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те,
которых ты называешь мучениками (я назову их имена, когда найду нужным), как бы
улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что
будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими детьми и слугами вынимала
человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву [13] , и что будто мы знали об этом замысле. И
по наущению наших изменников народ, собравшись по обычаю иудейскому, с криками
захватил в приделе церкви великомученика Христова Дмитрия Солунского, нашего
боярина, князя Юрия Васильевича Глинского; втащили его в соборную и великую
церковь и бесчеловечно убили напротив митрополичьего места, залив церковь
кровью, и, вытащив его тело через передние церковные двери, положили его на
торжище, как осужденного преступника. И это убийство в святой церкви всем
известно, а не то, о котором ты, собака, лжешь! Мы жили тогда в своем селе
Воробьеве [14] , и те же изменники подговорили народ и
нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню
Анну, и его брата, князя Михаила. Как же не посмеяться над таким измышлением?
Чего ради нам самим жечь свое царство? Сколько ведь ценных вещей из
родительского благословения у нас сгорело, каких во всей вселенной не сыщешь.
Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить
свое собственное имущество? Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во
всем видна ваша собачья измена. Это похоже на то, как если бы попытаться
окропить водой колокольню Ивана Святого [15] ,
имеющую столь огромную высоту. Это — явное безумие. В этом ли состоит достойная
служба нам наших бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие
собачьи стаи, убивают наших бояр да еще наших родственников? И так ли душу свою
за нас полагают, что всегда жаждут отправить душу нашу из мира сего в вечную
жизнь? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят! Что
же ты, собака, гордо хвалишься и хвалишь за воинскую доблесть других
собак-изменников?..
А что, по твоим безумным словам, твоя кровь, пролитая
руками иноплеменников ради нас, вопиет на нас к богу, то раз она не нами
пролита, это достойно смеха: кровь вопиет на того, кем она пролита, а ты
выполнил свой долг перед отечеством, и мы тут ни при чем: ведь если бы ты этого
не сделал, то был бы не христианин, но варвар. Насколько сильнее вопиет на вас
наша кровь, пролитая из-за вас: не из ран, и не потоки крови, но немалый пот,
пролитый мною во многих непосильных трудах и ненужных тягостях, происшедших по
вашей вине! Также взамен крови пролито немало слез из-за вашей злобы,
осквернении и притеснений, немало вздыхал и стенал...
А что ты «мало видел свою родительницу и мало знал
жену, покидал отечество и вечно находился в походе против врагов в дальноконных
городах, страдал от болезни и много ран получил от варварских рук в боях и все
тело твое изранено», то ведь все это происходило тогда, когда господствовали вы
с попом и Алексеем [16] . Если вам это не нравилось, зачем вы так
делали? А если делали, то зачем, сотворив по своей воле, возлагаете вину на
нас? А если бы и мы это приказали, то в этом нет ничего удивительного, ибо вы
обязаны были служить по нашему повелению. Если бы ты был воинственным мужем, то
не считал бы своих бранных подвигов, а искал бы новых; потому ты и перечисляешь
свои бранные деяния, что оказался беглецом, не желаешь бранных подвигов и ищешь
покоя. Разве же мы не оценили твоих ничтожных ратных подвигов, если даже
пренебрегли заведомыми твоими изменами и противодействиями и ты был среди наших
вернейших слуг, в славе, чести и богатстве? Если бы не было этих подвигов, то
каких бы казней за свою злобу был бы ты достоин! Если бы не наше милосердие к
тебе, если бы, как ты писал в своем злобесном письме, подвергался ты гонению,
тебе не удалось бы убежать к нашему недругу. Твои бранные дела нам хорошо
известны. Не думай, что я слабоумен или неразумный младенец, как нагло
утверждали ваши начальники, поп Сильвестр и Алексей Адашев. И на надейтесь
запугать меня, как пугают детей и как прежде обманывали меня с попом Сильвестром
и Алексеем благодаря своей хитрости, и не надейтесь, что и теперь это вам
удастся. Как сказано в притчах: «Чего не можешь взять, не пытайся и брать».
Ты взываешь к богу, мзду воздающему; поистине он
справедливо воздает за всякие дела — добрые и злые, но только следует каждому
человеку поразмыслить: какого и за какие дела он заслуживает воздаяния? А лицо
свое ты высоко ценишь. Но кто же захочет такое эфиопское лицо видеть?..
А если ты свое писание хочешь с собою в гроб
положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не
противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить врагам, как обычно
поступают даже невежды; поэтому над тобой не должно будет совершать и
последнего отпевания.
Город Владимир, находящийся в нашей вотчине,
Ливонской земле, ты называешь владением нашего недруга, короля Сигизмунда, чем
окончательно обнаруживаешь свою собачью измену. А если ты надеешься получить от
него многие пожалования, то это так и должно, ибо вы не захотели жить под
властью бога и данных богом государей, а захотели самовольства. Поэтому ты и
нашел себе такого государя, который, как и следует по твоему злобесному
собачьему желанию, ничем сам не управляет, но хуже последнего раба — от всех
получает приказания, а сам же никем не повелевает...
Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем
православном граде всей России, в 7702 году, от создания мира июля в 5-й день
(5 июля 1564 г.).
Второе послание Андрея Курбского Ивану
Грозному
(перевод)
Краткий ответ Андрея Курбского на препространное
послание Великого князя Московского
Широковещательное и многошумное послание твое
получил, и понял, и уразумел, что оно от неукротимого гнева с ядовитыми словами
изрыгнуто, таковое бы не только царю, столь великому и во вселенной
прославленному, но и простому бедному воину не подобает, а особенно потому, что
из многих священных книг нахватано, как видно, со многой яростью и злобой, не
строчками и не стихами, как это в обычае людей искусных и ученых, когда
случается им кому-либо писать, в кратких словах излагая важные мысли, а сверх
меры многословно и пустозвонно, целыми книгами, паремиями, целыми посланиями!
Тут же и о постелях, и о телогрейках, и иное многое — поистине слово вздорных
баб россказни, и так все невежественно, что не только ученым и знающим мужам,
но и простым и детям на удивление и на осмеяние, а тем более посылать в чужую
землю, где встречаются и люди, знающие не только грамматику и риторику, но и
диалектику и философию.
И еще к тому же меня, человека, уже совсем
смирявшегося, в странствиях много перенесшего и несправедливо изгнанного, к
тому же и много грешного, но имеющего чуткое сердце и в письме искусного, так
осудительно и так шумливо, не дожидаясь суда божьего, порицать и так мне
грозить! И вместо того чтобы утешить меня, пребывающего во многих печалях,
словно забыл ты и презрел пророка, говорящего: «Не оскорбляй мужа в беде его, и
так достаточно ему», твое величество ко мне, неповинному изгнаннику, с такими
словами вместо утешения обратилось. Да будет за то это бог тебе судьей. И так
жестоко грызть за глаза невинного мужа, с юных лет бывшего слугой твоим! Не
поверю, что это было бы угодно богу.
И уже не знаю, что ты от меня хочешь. Уже не
только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными
смертями погубил и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще
дед твой и отец твой [17] , до последних рубах отнял, и могу сказать
с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в
чем не воспрепятствовали. А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы
написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере
способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему: но
удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании, писал
тебе, возлагаю все на божий суд: и размыслил я и решил, что лучше здесь
промолчать, а там дерзнуть возгласить перед престолом Христа моего вместе со
всеми замученными тобою и изгнанными, как и Соломон говорит: «Тогда предстанут
праведники перед лицом мучителей своих», тогда, когда Христос придет судить, и
станут смело обличать мучивших и оскорблявших их, и, как и сам знаешь, не будет
лицеприятия на суде том, но каждому человеку прямодушие его или коварство
предъявлены будут, а вместо свидетелей собственная совесть каждого провозгласит
в засвидетельствует истину. А кроме того, скажу, что не подобает мужам
благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам,
извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше.
Лучше, подумал я, возложить надежду свою на всемогущего бога, в трех лицах
прославляемого, ибо ему открыта моя душа и видит он, что чувствую я себя ни в
чем перед тобой не виноватым. А посему подождем немного, так как верую, что мы
с тобой близко, у самого порога ожидаем пришествия надежды нашей христианской —
господа бога, Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
Второе послание Ивана Грозного Курбскому
(перевод)
Такая грамота послана Государем также из Владимирца
к князю Андрею Курбскому с князем Александром Полубенским
Всемогущей и вседержительной десницей господа бога
и Спаса нашего Иисуса Христа, держащего в своей длани все концы земли, которому
поклоняемся и которого славим вместе с Отцом и Святым духом, милостью своей
позволил нам, смиренным и недостойным рабам своим, удержать скипетр Российского
царства, от его вседержительной десницы христоносной хоругви так пишем мы,
великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский,
Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Поковский
и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и
иных, государь и великий князь Нижнего Новгорода, Черниговский, Рязанский,
Полоцкий, Кондинский и всей Сибирской земли и Северной страны повелитель —
бывшему нашему боярину и воеводе князю Андрею Михайловичу Курбскому.
Со смирением напоминаю тебе, о князь: посмотри,
как к нашим согрешениям и особенно к моему беззаконию, превзошедшему беззакония
Манассии [18] , хотя я и не отступил от веры,
снисходительно божье величество в ожидании моего покаяния. И не сомневаюсь в
милосердии создателя, которое принесет мне спасение, ибо говорит бог в святом
Евангелии, что больше радуется об одном раскаявшемся, чем о девяносто девяти
праведниках; то же говорится и в притче об овцах и драхмах. Ибо если и
многочисленнее песка морского беззакония мои, все же надеюсь на милость
благоутробия божия — может господь в море своей милости потопить беззакония
мои. Вот и теперь господь помиловал меня, грешника, блудника и мучителя, и
животворящим своим крестом низложил Амалика и Максентия. А наступающей
крестоносной хоругви никакая военная хитрость не нужна, что знает не только
Русь, но и немцы, и литовцы, и татары, и многие народы. Сам спроси у них и
узнаешь, я же не хочу перечислять тебе эти победы, ибо не мои они, а божьи.
Тебе же напомню лишь кое-что из многого, ибо на укоризны, которые ты писал ко
мне, я уже со всей истиной ответил; теперь же напомню немногое из многого.
Вспомни сказанное в книге Иова: «Обошел землю и иду по вселенной»; так и вы с
попом Сильвестром, и Алексеем Адашевым, и со всеми своими родичами хотели
видеть под ногами своими всю Русскую землю, но бог дает власть тому, кому
захочет.
Писал ты, что я растлен разумом, как не встретишь
и у неверных. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли
растленны разумом или я, который хотел над вами господствовать, а вы не хотели
быть под моей властью и я за то разгневался на вас? Или растленны вы, которые
не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели,
захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на
словах я был государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес,
сколько оскорблений, сколько обид и упреков? И за что? В чем моя пред вами
первая вина? Кого чем оскорбил?.. А чем лучше меня был Курлятев? [19] Его дочерям покупают всякие украшения, это
благословенно и хорошо, а моим дочерям — проклято и за упокой. Много такого
было. Сколько мне было от вас бей — не исписать.
А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли
бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я
после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди. А ты для чего
взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого
не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели
князя Владимира посадить на престол [20] , а меня с детьми погубить? Разве я
похитил престол иди захватил его через войну и кровопролитие? По божьему
изволению с рождения был я предназначен к царству; и уже не вспомню, как меня
отец благословил на государство; на царском престоле и вырос. А князю Владимиру
с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого удельного князя.
Какие у него достоинства, какие у него наследственные права быть государем,
кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним?.. И вы мнили, что
вся Русская земля у вас под ногами, но по божьей воле мудрость ваша оказалась
тщетной. Вот ради этого я и поострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь
говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», — а нынче вас нет; кто же
нынче завоевывает претвердые германские крепости?.. Не дожидаются бранного боя
германские города, но склоняют головы свои перед силой животворящего креста! А
где случайно за грехи наши явления животворящего креста не было, там бой был.
Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь.
Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в
дальноконные города как бы в наказание посылали, так теперь мы, не пожалев
своих седин, и дальше твоих дальноконных городов, слава богу, прошли и ногами
коней наших прошли по всем вашим дорогам — из Литвы и в Литву, и пешими ходили,
и воду во всех тех местах пили, теперь уж Литва не посмеет говорить, что не
везде ноги наших коней были. И туда, где ты надеялся от всех своих трудов
успокоиться, в Вольмер. на покой твой привел нас бог: настигли тебя, и ты еще
дальноконнее поехал.
Итак, мы написали тебе лишь немногое из многого.
Рассуди сам, как и что ты наделал, за что великое божье Провидение обратило на
нас свою милость, рассуди, что ты натворил. Взгляни внутрь себя и сам перед
собой раскройся! Видит бог, что написали это мы тебе не из гордости или
надменности, по чтобы напомнить тебе о необходимости исправления, чтобы ты о
спасении души своей подумал.
Писано в нашей отчине Ливонской земле, в городе
Вольмере, в 7086 году [1577 г.] на 43-м году нашего правления, на 31-м году
нашего Российского царства, 25-м — Казанского, 24-м — Астраханского.
Третье послание Курбского Ивану Грозному
(перевод)
Ответ царю Великому Московскому на его второе
послание от убогого Андрея Курбского, князя Ковельского
В скитаниях пребывая и в бедности, тобой
изгнанный, титул твой великий и пространный не привожу, так как не подобает
ничтожным делать этого тебе, великому царю, а лишь в обращении царей к царям
приличествует употреблять такие именования с пространнейшими предложениями. А
то, что исповедуешься мне столь подробно, словно перед каким-либо священником,
так этого я не достоин, будучи простым человеком и чина воинского, даже краем
уха услышать, а всего более потому, что и сам обременен многими и бесчисленными
грехами. А вообще-то поистине хорошо было бы радоваться и веселиться не только
мне, некогда рабу твоему верному, но и всем царям и народам христианским, если
бы было твое истинное покаяние, как в Ветхом завете Манассиино, ибо говорится,
как он, покаявшись в кровопийстве своем и в нечестии, в законе господнем прожил
до самой смерти кротко и праведно и никого и ни в чем не обидел, а в Новом
завете — о достойном хвалы Закхеином покаянии и о том, как в четырехкратном
размере возвращено было все обиженным им [21] .
И если бы последовал ты в своем покаянии тем
священным примерам, которые ты приводишь из Священного писания, из Ветхого
завета и из Нового! А что далее следует в послании твоем, не только с этим не
согласно, но изумления и удивления достойно, ибо представляет тебя изнутри как
человека, на обе ноги хромающего и ходящего неблагочинно, особенно же в землях
твоих противников, где немало мужей найдется, которые не только в мирской
философии искусны, но и в Священном писании сильны: то ты чрезмерно
уничижаешься, то беспредельно и сверх меры превозносишься! Господь вещает к
своим апостолам: «Если и все заповеди исполните, все равно говорите: мы рабы
недостойные, а дьявол подстрекает нас, грешных, на словах только каяться, а в
сердце себя превозносить и равнять со святыми преславными мужами». Господь
повелевает никого не осуждать до Страшного суда и сначала вынуть бревно из
своего ока, а потом уже вытаскивать сучок из ока брата своего, а дьявол
подстрекает только пробормотать какие-то слова, будто бы каешься, а на деле же
не только возноситься и гордиться бесчисленными беззакониями и кровопролитиями,
но и почитаемых святых мужей учит проклинать и даже дьяволами называть, как и
Христа в древности евреи называли обманщиком и бесноватым, который с помощью
Вельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов, а все это видно из послания
твоего величества, где ты правоверных и святых мужей дьяволами называешь и тех,
кого дух божий наставляет, не стыдишься порицать за дух бесовский, словно
отступился ты от великого апостола: «Никто же, — говорит он, — не называет
Иисуса господином, только духом святым». А кто на христианина правоверного
клевещет, не на него клевещет, а на самого духа святого в нем пребывающего, и
неотмолимый грех сам на свою голову навлечет, ибо говорит господь: «Если кто
поносит дух святой, то не простится ему ни на этом свете, ни на том».
А к тому же, что может быть гнуснее и что
прескверное, чем исповедника своего [22] поправлять я мукам его подвергать, того,
кто душу царскую к покаянию привел, грехи твои на своей шее носил и, подняв
тебя из явной скверны, чистым поставил перед наичистейшим царем Христом, богом
нашим, омыв покаянием! Так ли ты воздашь ему после смерти его? О чудо! Как
клевета, презлыми и коварнейшими маньяками твоими измышленная на святых и
преславных мужей, и после смерти их еще жива! Не ужасаешься ли, царь, вспоминая
притчу о Хаме, посмеявшемся над наготой отцовской? [23] Какова
была кара за это потомству его! А если таковое свершилось из-за отца по плоти,
то насколько заботливей следует снисходить к проступку духовного отца, если
даже что и случилось с ним по человеческой его природе, как об этом и
нашептывали тебе льстецы твои про того священника, если даже он тебя и устрашал
не истинными, но придуманными знамениями. О, по правде и я скажу: хитрец он
был, коварен и хитроумен, ибо обманом овладел тобой, извлек на сетей
дьявольских и словно бы из пасти льва и привел тебя к Христу, богу нашему. Так
же действительно и врачи мудрые поступают: дикое мясо и неизлечимую гангрену
бритвой вырезают в живом теле и потом излечивают мало-по-малу и исцеляют
больных. Так же и он поступал, священник блаженный Сильвестр, видя недуги твои
душевные, за многие годы застаревшие и трудноизлечимые. Как некие мудрецы
говорят: «Застаревшие дурные привычки в душах человеческих через многие годы
становятся самим естеством людей, и трудно от них избавиться», — вот так
же и тот, преподобный, ради трудноизлечимого недуга твого прибегал к пластырям:
то язвительными словами осыпал тебя и порицал и суровыми наставлениями, словно
бритвой, вырезал твои дурные обычаи, ибо помнил он пророческое слово: «Да лучше
перетерпишь раны от друга, чем ласковый поцелуй врага». Ты же не вспомнил о том
и забыл, будучи совращен злыми и лукавыми, отогнал и его от себя и Христа
нашего вместе с ним. А порой он словно уздой крепкой и поводьями удерживал
невоздержанность твою и непомерную похоть и ярость. Но на ею примере сбылись
слова Соломоновы: «Укажи праведнику, и с благодарностью примет», и еще:
«Обличай праведного, и полюбит тебя». Другие же, следующие далее стихи не
привожу: надеюсь на царскую совесть твою и знаю, что искусен ты в Священном
писании. А потому и не слишком бичую своими резкими словами твое царское величие
я, ничтожный, а делаю, что могу, и воздержусь от брани, ибо совсем не подобает
нам, воинам, словно слугам, браниться.
А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена
благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по
наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда
прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои и отечества своего,
как и что случилось: и какие язвы были богом посланы — говорю я о голоде и
стрелах, летящих по ветру, а напоследок и о мече варварском, отомстителе за
поругание закона божьего, и внезапное сожжение славного града Москвы [24] , и опустошение всей земли Русской, и, что
всего горше и позорнее, царской души падение, и позорное бегство войск царских,
прежде бывших храбрыми; как некие здесь нам говорят — будто бы тогда, хоронясь
от татар по лесам, с кромешниками [25] своими, едва и ты от голода не погиб! А
прежде тот измаильский пес [26] , когда ты богоугодно царствовал, от нас,
ничтожнейших твоих, в поле диком бегая, места не находил и вместо нынешних
великих и тяжелых даней твоих, которыми ты наводишь его на христианскую кровь,
выплачивая дань ему саблями нашими — воинов твоих, была дань басурманским
головам заплачена.
А то, что ты пишешь, именуя нас изменниками, ибо
мы были принуждены тобой поневоле крест целовать, так как там есть у вас
обычай, если кто не присягает, то умрет страшной смертью, на это все тебе ответ
мой: все мудрые с тем согласны, что если кто-либо по принуждению присягает или
клянется, то не тому зачтется грех, кто крест целует, но всего более тому, кто
принуждает. Разве и гонений не было? Если же кто не спасается от жестокого
преследования, то сам себе убийца, идущий против слова господня: «Если
преследуют вас в городе, идите в другой». А пример этому показал господь
Христос, бог наш, нам, верным своим, ибо спасался не только от смерти, но и от
преследования богоборцев-евреев.
А то, что ты сказал, будто бы я, разгневавшись на
человека, поднял руку на бога, а именно церкви божьи разорил и пожег, на это
отвечаю: или на нас понапрасну не клевещи, или выскобли, царь, эти слова, ибо и
Давид принужден был из-за преследований Саула идти войной на землю Израилеву
вместе с царем язычников [27] . Я же исполнял волю не языческих, а
христианских царей, по их воле и ходил. Но каюсь в грехе своем, что принужден
был по твоему повелению сжечь большой город Витебск и в нем 24 церкви
христианские [28] . Так же и по воле короля
Сигизмунда-Августа должен был разорить Луцкую волость. И там мы строго следили
вместе с Корецким князем, чтобы неверные церквей божьих не жгли и не разоряли.
И воистину не смог из-за множества воинов уследить, ибо пятнадцать тысяч было
тогда с нами воинов, среди которых было немало и варваров: измаильтян и других
еретиков, обновителей древних ересей, врагов креста Христова; и без нашего
ведома и в наше отсутствие нечестивые сожгли одну церковь с монастырем. И
подтверждают это монаха, которые вызволены были нами из плена! А потом, около
года спустя, главный враг твой — царь перекопский, присылал к королю, упрашивал
его, а также и меня, чтобы пошли с ним на ту часть земли Русской, что под
властью твоей. Я же, несмотря на повеление королевское, отказался: не захотел и
подумать о таком безумии, чтобы пойти под басурманскими хоругвями на землю
христианскую вместе с чужим царем безбожным. Потом и сам короля тому удивился и
похвалил меня, что я не уподобился безумным, до меня решавшимся на подобное.
А то, что ты питаешь, будто бы царевну твою
околдовали и тебя с ней разлучили те прежденазванные мужи и я с ними, то я тебе
за тех святых не отвечаю, ибо дела их вопиют, словно трубы, возглашая о
святости их и добродетели. О себе же вкратце скажу тебе: хотя и весьма
многогрешен и недостоин, но, однако, рожден от благородных родителей, из рода я
великого князя Смоленского Федора Ростиславича, как и ты, великий царь,
прекрасно знаешь из летописей русских, что князья того рода не привыкли тело
собственное терзать и кровь братии своей пить, как у некоторых вошло в обычай:
ибо первый дерзнул так сделать Юрий Московский, будучи в Орде, выступив против
святого великого князя Михаила Тверского, а потом и прочие, чьи дела еще свежи
в памяти и были на наших глазах. Что с Углицким сделано и что с Ярославичами и
другими той же крови? И как весь их род уничтожен и истреблен? Это и слышать
тяжело и ужасно. От сосцов материнских оторван, в мрачных темницах затворен и
долгие годы находился в заточении, и тот внук вечно блаженный и боговенчанный! [29]
А та твоя царица мне, несчастному, близкая
родственница, и убедишься в родстве нашем из написанного на той же странице.
А о Владимире, брате своем, вспоминаешь [30] , как будто бы его хотели возвести на
престол, воистину об этом и не думал, ибо и недостоин был этого. А тогда я
предугадал, что подумаешь ты обо мне, еще когда сестру мою силой от меня взял и
отдал за того брата своего [31] , или же, могу откровенно сказать со всей
дерзостью, в тот ваш издавна кровопийственный род.
А еще хвалишься повсеместно и гордишься, что будто
бы силою животворящего креста лифляндцев окаянных поработил. Не знаю и не
думаю, что в это можно было поверить: скорее, под сенью разбойничьих крестов! [32] Еще когда король наш с престола своего не
двинулся, а вся шляхта еще в домах своих пребывала, и все воинство королевское
находилось подле короля, а уже кресты те во многих городах были подвергнуты
некиим Жабкой [33] , а в Кеси — стольном городе — латышами [34] . И поэтому ясно, что не Христовы это кресты,
а крест распятого разбойника, который несли перед ним. Гетманы польские и
литовские еще и но начинали готовиться к походу на тебя, а твои окаянные
воеводишки [35] , а правильнее сказать — калики из-под
сени этих крестов твоих выволакивались связанные, а здесь, на великом сейме, на
котором бывает множество народа, подверглись всеобщим насмешкам и
надругательствам, окаянные, к вечному и немалому позору твоему и всей
святорусской земли, и на поношение народу — сынам русским.
А то, что ты шипеть о Курлятеве, о Прозоровских и
о Сицких, и не пойму, о каких узорочьях, о каком проклятии, и тут же
припоминания деяния Крона и Афродиты, и стрелецких жен, то все это достойно
осмеяния и подобно россказням пьяных баб, и на все это отвечать не требуется,
как говорит премудрый Соломон: «Глупцу отвечать не подобает», поскольку уже
всех тех вышеназванных, не только Прозоровских и Курлятевых, но и других
многочисленных благородных мужей, поглотила лютость мучителей их, а вместо них
остались калики, которых силишься ставить воеводами, и упрямо выступаешь против
разума и. бога, а поэтому они вскоре вместе с городами исчезают, не только
трепеща при виде единственного воина, но и пугаясь листка, носимого ветром,
пропадают вместе с городами, как во Второзаконии пишет святой пророк Моисей:
«Один из-за беззаконий ваших обратит в бегство тысячу, а два — десятки тысяч».
А в том же послании напоминаешь, что на мое письмо
уже отвечено, но и я давно уже на широковещательный лист твой написал ответ, но
не смог послать из-за постыдного обычая тех земель, ибо затворил ты царство
Русское, свободное естество человеческое, словно в адовой твердыне, и если кто
из твоей земли поехал, следуя пророку, а чужие земли, как говорит Иисус
Сирахов, ты такого называешь изменником, а если схватят его на границе, то
казнишь страшной смертью. Так же и здесь, уподобившись тебе, жестоко поступают.
И поэтому так долго не посылал тебе письма. А теперь как этот ответ на
теперешнее твое послание, так и тот — на многословное послание твое предыдущее
посылаю к высокому твоему высочеству. И если окажешься мудрым, да прочти их в
тишине душевной и без гнева! И к тому же прошу тебя: н» пытайся более писать
чужим слугам, ибо и здесь умеют ответить, как сказал некий мудрец: «Захотел я
сказать, да не хочешь услышать», то есть ответ на твои слова.
А то, что пишешь ты, будто бы тебе не покорялся и
хотел завладеть твоим государством, и называешь меня изменником и изгнанником,
то все эти наветы оставляю без внимания из-за явного на меня твоего наговора
или клеветы. Также и другие ответы оставляю, потому что можно было писать в
ответ на твое послание, либо сократив то, что уже тебе написано, чтобы не
явилось письмо мое варварским из-за многих лишних слов, либо отдавшись на суд
неподкупного судьи Христа, господа бога нашего, о чем я уже не раз напоминал
тебе в прежних моих посланиях, поэтому же не хочу я, несчастный,
перебраниваться с твоим царским величеством.
А еще посылаю тебе две главы, выписанные из книги
премудрого Цицерона, известнейшего римского советника, жившего еще в те
времена, когда римляне владели всей вселенной. А писал он, отвечая недругам
своим, которые укоряли его как изгнанника и изменника, подобно тому, как твое
величество, не в силах сдержать ярости своего преследования, стреляет в пас,
убогих, издалека огненными стрелами угроз своих понапрасну и попусту. Андрей
Курбский, князь ковельский [36] .
[1] ...государя моего князя Федора Ростиславича. — Предок Курбского,
князь ярославский и смоленский, канонизированный православной церковью.
[2] ...детьми... жертвуют, словно жрецы Крона. — В
древнегреческой мифологии Кронос — один из титанов, отец Зевса, пожиратель
своих детей.
[3] ...Сигизмунда Августа... — Сигизмунд II Август — польский король (1570-1572).
[4] ...подобно Исавру, Гностезному и Армянину... — Речь идет об
императорах-иконоборцах, противниках почитания икон: Льве Исаврянине,
Константине Компрониме и Льве Армянском.
[5] Как же ты не стыдишься своего раба Васьки
Шибанова? — В Латухинской Степенной книге сообщается, что Курбский, бежав в Литву,
«посла того же своего верного раба к великому государю царю с досадительным
письмом из Литвы. Той жо Васька Шибанов в Москве прииде, и при пути походу
государева на Красном крыльце царю и великому киязю Иоанну Васильевичу лист той
от князя своего подал».
[6] ипатами и стратигами — вельможи и
военачальники.
[7] царице Елене... — Елена Васильевна
Глинская, мать Ивана IV, вторая жена
Василия III.
[8] ...спочившим в базе братом Георгием...— Младший брат
Ивана IV Юрий (Георгий) был
слабоумным и глухонемым (ум. в 1564 г.).
[9] ...Михайло Тучков. — Дьяк, убитый в 1538 г.
[10] ...нашего дяди, князя Андрея... — Андрей Иванович
Старицкий, брат Василия III, дядя Ивана IV. В 1537 г. пытался поднять против Елены Глинской
новгородцев.
[11] ...Ивана Федоровича Бельского... — Главный враг
Шуйских. Во время боярского правления был заточен (1538 г.). Пришел к власти в
1540 г.
[12] ...свергнув с престола митрополита Даниила... — Митрополит
Даниил, ближайший сподвижник Василия III. Во время боярского правления в 1538 г. был лишен сана митрополита и
отправлен в заточение.
[13] ...спалила Москву... — Пожар в Москве, ставший
поводом к народному восстанию, произошел летом 1547 г.
[14] ...в своем селе Воробьеве... — Царская
резиденция па берегу Москвы-реки на Воробьевых горах.
[15] Это похоже на то, как если бы попытаться окропить
водой колокольню Ивана Святого.. — По легенде, бабка царя Анна Глинская вызвала
пожар, кропя Москву (в том числе и колокольню Ивана Великого), водой, в которой
были вымыты человеческие сердца.
[16] ...спопом и Алексеем. — Речь идет о царском
духовнике Сильвестре и Алексее Федоровиче Адашеве — руководителях Избранной
рады, попавших в опалу, когда политика компромиссного правительстна перестала
соответствовать интересам дворянства.
[17] Уже не только единоплеменных княжат... чего не
разграбили еще дед твой и отец твой... — Здесь Курбский указывает
на традиционность политики Грозного, ее связь с политикой Ивана III и Василия III. При Иване III была
окончательно ликвидирована независимость Ярославского и Ростовского княжеств.
Предки Курбского утратили право на свои уделы. Именно это Курбский и называет
грабежом.
[18] ...превзошедшему беззакония Манассии (687-642 гг. до
и. э.)... — иудейский царь, отказавшийся от бога Яхве и возродивший культ чужих
богов. Прославился своими жестокими преследованиями почитателей Яхве. По
повелению Манассии мученической смертью погибли многие иудейские пророки.
[19] ...Курлятев — Князь
Курлятев-Оболенский, бывший в близких отношениях с Курбским. Отказался
присягнуть сыну Грозного Димитрию. В 1563 г. был насильно пострижен в монахи и
сослан со своей семьей в монастырь, где был вскоре задушен.
[20] ...захотели князя Владимира посадить на престол...
— Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана IV. В 1553 г. во время болезни Грозного боярская
оппозиция выдвинула его на престол, но через неделю царь заставил бояр
присягнуть своему сыну Димитрию. В 1569 г. князь Владимир Андреевич с женой и
сыном был казнен.
[21] ...вНовом завете — о достойном хвалы Закхеином
покаянии и о том, как в четырехкратном размере возвращено было все обиженным
им. — Согласно Евангелию от Луки, Закхей был мытарем (сборщиком податей).
Уверовав во Христа, обещал вернуть вчетверо больше всем обиженным им при сборе
пошлин и податей.
[22] ...исповедника своего... — Речь идет о
священнике московского Благовещенского собора Сильвестре, который был царским
духовником.
[23] ...притчу о Хаме, посмеявшемся над наготой
отцовской? — Согласно Библия, праведный Ной имел трех сыновей: Сима,
Хама и Иафета. После потопа Ной занялся разведением винограда и научился
изготовлять вино. Однажды он выпил лишнее, в опьянении сорвал с себя одежду и
голый уснул. Хам, застав в таком виде отца, смеясь, рассказал об этом братьям.
Когда Ной проснулся и узнал, как вел себя Хам, он проклял его потомков и
предсказал, что они станут рабами Сима и Иафета. Ссылаясь на библейский
рассказ, Курбский упрекает Грозного в недостойном отношении к Сильвестру.
[24] ...внезапно сожжение славного града Москвы... — Речь идет об
опустошительном набеге в мае 1572 г. крымского хана Дивлет-Гирея, когда была
сожжена Москва.
[25] ...кромешниками... —Так Курбский
презрительно называл царских опричников.
[26] ...измаильский пес... — Имеется в виду крымский
хан Дивлет-Гирей.
[27] ...ибо и Давид принужден из-за преследований Саула
идти войной на землю Израилеву вместе с царем язычников. — Оправдывая свой
поступок, Курбский ссылается на библейский рассказ, согласно которому Давид, бежав
из Израиля в царствие Саула, готов был участвовать в войне филистимлян против
Израиля.
[28] Но каюсь в грехе своем, что принужден был по
твоему повелению сжечь большой город Витебск и в нем 24 церкви христианские. — Московская
летопись под 1562 г. сообщает, что «майя в 28 день, царя и великого князя
боярин и воевода князь Ондрей Михайловичь Курбьской с товарьищи ходил с Лук
Великих к Витебску и острог взяли и пожгли и народ в остроге поймали и людей в
остроге многих побили и села и деревни около Витебска пожгли и повоевали места
многие» (ПСРЛ, т. XXIX. с. 298-299).
[29] ...что князья того рода не привыкли... и тот внук
вечно блаженный и боговенчанный! — Здесь Курбский аргументирует свою характеристику
«издавна кровопивственного рода» московских князей, имея в виду следующие
факты: казнь в Орде в 1318 г. тверского князя Михаила Ярославича по настоянию
московского князя Юрия Дапиловича; заключение в тюрьму Иваном III в 1491 г. своего брата, князя углицкого Андрея
Васильевича Большого; заточение и ссылку Василием Темным последнего
серпуховского князя Василия Ярославича, после чего его сын и жена бежали в
Литву; заточение Иваном III своего внука
Дмитрия Ивановича.
[30] А о Владимире, брате своем, воспоминаешь... — Сведений об
участии Курбского в попытке сделать наследником престола князя Владимира
Андреевича Старицкого нет. Обвинения лиц, осужденных Грозным в 60-70-х гг. в
попытках «извести» царя и посадить на престол Владимира Андреевича, были
обычными в те годы.
[31] ...еще когда сестру мою силой от меня взял и отдал
за того брата своего...
— Вторая жена Владимира Андреевича княгиня Евдокия Романовна Одоевская была
двоюродной сестрой Курбского.
[32] ...под сенью разбойничьих крестов! — Вспоминая
евангельский рассказ о том, что Христос был распят с двумя разбойниками,
Курбский иронически говорит, что войско царя Ивана осенено не животворящим, а
разбойничьим крестом.
[33] ...оуже кресты те во многих городах были
повергнуты некиим Жабкой... — Речь идет о
польско-литовском контрнаступлении. Согласно польско-литовской хронике М.
Стрыйковского, крепость Динабург (ныне Даугавапилс) была взята польскими
войсками при помощи «храброго казака Забьт» (Жабы).
[34] ...ав Кеси — стольном городе — латышами. — Бывшая столица Ливонского
ордена — Кесь (Венден) была взята при помощи плотника-латыша, открывшего
городские ворота заранее изготовленным ключом.
[35] ...атвои окаянные воеводишки... — Курбский имеет
в виду пленение в ходе боев 1578 г. нескольких русских воевод.
[36] Андрей Курбский, князь ковельский. — Ковель был
пожалован Курбскому Сигизмундом II Августом.